ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

Причины речевой патологии многообразны. Примерами неблагоприятного воздействия речевого окружения может служить недоразвитие речи у слышащих детей, воспитывающихся у глухих родителей, у длительно болеющих и часто госпитализируемых детей, возникновение у ребенка заикания при длительных психотравмирующих ситуациях в семье и др. У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям.

Основные причины патологии детской речи. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка. В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Реже всего происходят нарушения простых по способу артикуляции м, н, т, п. Чаще нарушается произношение звуков: свистящих (с, з, ц); шипящих (ш, ж, щ, ч). У детей обычно может нарушаться только одна группа звуков. К примеру, только шипящие или только заднеязычные звуки. Такое нарушение звукопроизношения определяется как частичное. При сложных нарушениях возникают проблемы сразу с несколькими группами звуков: шипящими, свистящими, сонорными.

Выделяют три формы нарушения звуков: искаженное произношение звука; отсутствие звука в речи; замена одного звука другим.

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:

1.Артикуляционная гимнастика (развитие органов артикуляции). Статические и динамические артикуляционные упражнения.

  1. Уточнение артикуляции звуков.
  2. Постановка звуков.
  3. Автоматизация поставленных звуков (ввод в речь).

5.Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

Читайте также:

Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих